По инициативе АМРАО в медицинском университете состоялся круглый стол «Аутсорсинг проблемы и решения»
В преддверии научно-практической конференции «Питание как фактор здоровья человека» АМРАО выступила с инициативой, провести круглый стол на тему аутсорсинга лечебного питания.
Актуальность темы обусловлена большим количеством сложных ситуаций и вопросов, на которые не всегда есть ответы.
Инициативу АМРАО поддержало руководство СГМУ. В результате, 11 ноября на базе Института менеджмента в рамках конференции состоялся круглый стол, собравший более 60 человек, заинтересованных в решении вопросов по аутсорсингу (среди них представители правления АМРАО и руководства вуза, 1 главный врач, врач диетолог и диетические медицинские сестры, 5 руководителей сестринской службы, студенты и преподаватели СГМУ, медицинские сестры из 5 районов Архангельской области).
С докладами выступили 6 специалистов: д.м.н., профессор, декан факультета менеджмента и маркетинга, Светличная Татьяна Геннадьевна, к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы Цыганова Ольга Альбертовна, руководители здравоохранения, главный врач ГБУЗ АО «АККВД» Барышков Константин Витальевич, врач диетолог ГБУЗ АО «Архангельская детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова» Переселкина Ирина Борисовна главная медицинская сестра Филиал №1 ФГУ «1469 Военно — морской клинический госпиталь Северного флота» Баженова Ирина Павловна.
Были освещены актуальные вопросы такие как, теоретические основы аутсорсинга, правовые основы аутсорсинга в здравоохранении, экономические основы аутсорсинга в здравоохранении, современные технологии в организации лечебного питания. Переход больницы на аутсорсинг питания, опыт работы в системе аутсорсинга.
Аутсорсинг лечебного питания — это передача на договорной основе медицинской организацией функции приготовления диетических блюд (полной или частичной) сторонней компании, которая специализируется в области питания и обладает соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами по организации и проведению лечебно-профилактического питания.
Внедрение в работу медучреждения этой формы услуг стоит рассматривать как элемент стратегического управления, позволяющий оптимизировать функционирование ЛПУ за счет сосредоточения деятельности на главном направлении — обеспечении пациентов качественной, доступной и бесплатной медицинской помощью.
В процессе обсуждений участники круглого стола пришли к выводу, что практический опыт ЛПУ и их аутсорсеров – организаций общественного питания позволяет сделать вывод о недостаточности информации в заключаемых договорах, что приводит к различного рода проблемам как следствии отсутствия надлежащей системы внутреннего контроля у Заказчика и у аутсорсера. Вопросы, поднимаемые на круглом столе, позволили шире рассмотреть проблемы, имеющие место при заключении договоров с целью минимизации всевозможных рисков и спорных ситуаций.
Участники круглого стола отметили высокую актуальность данной темы и обсудили: положительные стороны организации приготовления блюд лечебного питания методом аутсорсинг:
1. аутсорсер берет на себя обязательства по закупке, доставке, учету и хранению продуктов питания на складе пищеблока;
2. аутсорсер обеспечивает пищеблок инвентарем, необходимым оборудованием, рабочей одеждой, расходными материалами;
3. аутсорсер обеспечивает ремонт оборудования, ремонт помещений;
4. аутсорсер производит расчеты стоимости питания, в т. ч. в пересчете на одного пациента.
В целом метод аутсорсинга в структуре организации лечебного питания зарекомендовал себя положительно. Главное преимущество этой формы услуг заключается в более качественном и менее затратном выполнении услуги, высвобождении ресурсов и повышении удовлетворенности пациентов при условии сохранения со стороны учреждения четко поставленной системы контроля за организацией лечебного питания.
Участники круглого стола также рассмотрели негативные стороны, являющиеся серьезным барьером к достижению цели лечебного питания, среди которых на первый план выходят:
1. Для такой услуги как общественное питание сложность заключается в том, что за конечный результат – качество питания – отвечает перед потребителями услуги (пациентами) не аутсорсер, предоставляющий услугу, а ЛПУ.
2. При приготовлении пищи не на территории больницы – невозможно осуществить контроль за ее качеством.
3. Недостаточные знания в вопросах диетологии у сотрудников общественного питания.
4. Возможность не обеспечения надлежащего качества услуг со стороны аутсорсера.
В рамках круглого стола, участники прослушавшие доклады получили сертификаты.
На основании заслушанных материалов участники круглого стола считают целесообразным рекомендовать:
1. Стратегию аутсорсинга необходимо разрабатывать в соответствии с общим планом развития учреждения, четко определив цели и задачи:
Выявить риски и оценить имеющиеся у учреждения финансовые ресурсы.
Необходимо определить объем услуги по организации питания, передаваемой аутсорсеру, т. е. провести планирование.
2. Принимая решение о передаче на аутсорсинг процесса приготовления пищи, следует правильно определить, какие именно функции передаются аутсорсеру, а какие остаются.
3. Реализация аутсорсинга питания обязательно должна сопровождаться введением системы контроля за процессом работы пищеблока и приготовлением диетических блюд, реализацией готовых блюд в отделениях и корректностью назначения лечебных рационов врачами.
4. Четко регламентировать процедуру выбора компаний, обладающих достаточной квалификацией и ресурсами.
В декабре в АМРАО запланирована встреча специалистов, желающих развивать секцию по лечебному питанию, среди них – диетические медицинские сестры и врачи, которые имеют большой опыт работы в лечебных учреждениях. В 2014 году планируется выпуск методических пособий по лечебному питанию и другие мероприятия совместно с Институтом менеджмента, в составе которого функционирует отделение высшего сестринского образования, где многие студенты – активные члены АМРАО.